C

R E W

С Л О В А Р Ь

Понятия поэзия , проза , литература. Литература как один из видов искусства.
Литература (лат. - письменность)
В широком значении: любой письменный текст.
В узком значении: изящная художественная письменность, которая относится к сфере искусства, основанная на образном мышлении и несущая эстетическую функцию.

Поэзия: текст, написанный языком образным, непонятным = в художественной литературе - ритмически упорядоченная речь (стихи).

Проза: текст, написанный языком прозаическим, профанным, понятийным Ритмически неупорядоченная речь (не стихи).

Происхождение искусства:
Источник знания первобытного человека миф, который включал общефилософские представления обо всем, примитивное описание жизнедеятельности. Постепенно миф разделяется на сакральный и профанный. Так как письменности еще не существовало, для устной передачи мифов требовалось разделение самого языка, чтобы наиболее полно передать информацию:
   - Профанный язык логичный, четкий, не осложненный различными конструкциями, слова с прямым значением.
   - Сакральный язык информация должна быть понятна выдающему ее и должна возбуждать чувства, которые хочет возбудить, выдающий     сакральный смысл всегда в переносном значении, затемненный, затрагивающий эстетическую функцию.
Постепенно сакральный язык стал дробиться, так как люди перестали во многое верить, и часть сакрального языка перешла в профанную сферу, так как мифы перестали быть священными. Часть сакрального языка сталась, так как остались неразрешенные вопросы и перешла в религиозную сферу. Другая часть, где люди понимали вымысел, который, однако, был приятен, стала основой искусства.


Искусство: такая форма человеческой духовной деятельности, которая ставит своей главной целью эстетическое наслаждение. Искусство пользуется особым языком; мышление образное.

Функции искусства:
1. Духовное, эстетическое наслаждение;
2. Познавательная второстепенная функция;
3. Воспитательная, агитационная, так как любое произведение искусства каким-либо способом влияет на человека 
второстепенная;

Предмет литературоведения. Цели литературоведения. Литературоведческие дисциплины.
Фольклористика: наука, изучающая устное народное творчество.

Филология:
- Лингвистика (языкознание) занимается тем, из чего строится текст; языком, его развитием, рассматривает язык как
систему;
- Литературоведение занимается самим текстом;
- История литературы текст во времени;
- Теория литературы текст в срезе, в статистике;
- Поэтика построение текста (как сделан текст);
- Герменевтика толкование текста;
Литературоведение раздел филологии, изучающий письменные художественные тексты, являющиеся искусством. 
В тексте все детали играют важную роль. Текст информация, зашифрованная в образе. Любой текст-загадка, эстетическое удовольствие от того, что мы разгадали загадку. Текст, нагруженный смысловым контекстом, полностью постичь не возможно. Задача литературоведения -  понять смысл текста посредствам его анализа.
Вспомогательные дисциплины:
- Библиография описание, перепись книг
- Источниковедение описание книг (как, когда, кем издана, где рукопись)
- Палеография наука о рукописях
- Текстология выявляет канонический текс

Науки, связанные с литературой:
- Психология творчества как идет творческий процесс
- Психология восприятия реакция читателя, слушателя на произведение
- Социология литературы
- Эстетика наука о прекрасном
- Риторика наука о красноречии, построение непоэтических текстов 

Античная поэтика
Первые филологические работы появляются в V-IV веках

Платон
Творчество бессознательно, начало божественное вдохновение. Лучшие писатели изображающие свои фантазии; изображающих жизнь гнать.
Основоположник классификации литературы:
1. Эпическая повествует о лицах и событиях
2. Лирическая выражает эмоции, мысли
3. Драма только персонажи, действия

Аристотель
Написал Поэтику и Риторику . Разделил поэзию и прозу в широком смысле. Поэтика наука о поэзии, риторика о прозе.
Риторика - учение о стиле, о средствах языка. Он выделял высокий и низкий стили, его ученики дополнили учение третьим стилем теория трех стилей. Сформулировал тропы и фигуры речи.
Поэтика - особенности поэтического творчества:
1. Эпос, трагедия
2. Комедия
В основе искусства лежит подражание неотъемлемая часть существования. Подражание не копирование. Подражание не тому, что есть, а тому, что может быть или должно быть.
Поэтический язык должен быть приукрашен.
Теория фабулы завязка, кульминация, развязка; должна присутствовать перипетия (резкий поворот событий).
Разные жанры используют разные лексические средства, так как разные цели. Трагедия ужас. Комедия смех.

Теория катарсиса
: герой в трагедии должен вызвать у зрителя ужас, сострадание из-за ошибки, которую он совершает в выборе. У катастрофы он понимает, раскаивается, это переживание очищает душу. Процесс душеного потрясения и раскаяния в ошибке, сострадание зрителей катарсис.
Поэт что-то вроде прорицателя.

Квин Флакк Гораций
Стихотворный трактат Послание к Пизонам об искусстве поэзии. Главное упражнения, тренировка, талант вторичен. Писателю нужен критик. У искусства есть законы, он - основоположник нормативной поэтики . Греческая литература образец, закон. Основа подражание. Критерий разум, не эмоции. Поэтический язык должен быть понятным, четким. Поэт-мастер, должен сочетать полезное с приятным.

Нормативная поэтика 17-18 веков. Поэтическое искусство Буало. Разрушение нормативной поэтики.
Николло Буало
Образец античной литературы. Искусство разумно (17 век - век разума). Все неразумное выбросить. Не смешивать жанры, т.к. нельзя смешивать стили, на каждую тему - свой жанр.
Главное - подражание природе, писатель не должен следовать своей фантазии, читатель должен верить писателю. Требует соединения приятного и полезного. Поэт должен постоянно совершенствоваться. Мысль - слово.
Закон трех единств
- места (в одном помещении), 
- времени ( не более суток), 
- действия. 
Жанры: высокие (философские), низкие (бытовые). 
В России развивается нормативная поэтика. 

М.В.Ломоносов 
Риторика и статья "О пользе книг церковных в российском языке". Пытается применить к русскому языку теорию трех стилей, выделяет: высокий, посредственный и низкий штили. Церковно-славянский и русский - один язык, разные стили. Высокий - церковно-славянский и некоторые выражения русского языка, низкий русский, просторечье; средний стиль. Средний - основа для литературы, гибкость. Иерархии жанров - иерархия стилей. Высокий - ода, героическая поэма, похвальные слова, низкий - басни,
средний - проза, элегии, сатира.

Сумароков А. 
Эпистола о стихотворстве - переложение Буало, но оригинально. Прежде, чем писать, необходимо обдумать имеет ли он право писать, знает ли правила, правили искусства, имеет ли талант. Буало не признавал басни, Сумароков признавал. Нужно подражать образцовым писателям (включает Шекспира). Автор должен выбирать тот жанр, который ему ближе, хотя все жанры равны, главное просвещать умы. Произведения должны писаться по правилам.
В середине XVIII нормативная поэтика принимает поправки, так как не удовлетворяет читателей, так как она разумна, а наступает век чувств. Нужны новые рамки.

Дени Дидро
Романист, философ, драматург. Письма о драматической поэзии . Правила не всегда устраивают зрителей, которые хотят смешения стилей. Появляются: слезная комедия и мещанская трагедия. Доказывает необходимость, сам пишет.

Готхольд Ифраин Лессинг
Трагедия Этилио Галотти . Составил книгу Гамбургская драматургия . Правила нормативной поэтики мешают писателю. Сочинение Лаокоон или о границах живописи и поэзии . Он один из основоположников искусствоведения. Три отношения к искусству:
- Поэзия и живопись показывают вещи несуществующие, далекие близкими и наоборот;
- Источник и поэзии и живописи красота;
- Как появляется красота, если в поэзии и в живописи законы разные;
   1. Любитель художеств;
   2. Философ, эстет;
   3. Художественный критик.
Первым осознал различия поэзии и живописи, рассмотрел различные подходы к красоте. Разделил искусство на пространственное (живопись, архитектура, скульптура) и временное (живопись, музыка). В основе рассуждений сравнение статуи Лаокоон и части произведения Вергилия в Инеиде . Для живописца важно исполнение, для писателя замысел. Сформулировал понятия историзмы и народности. 

Немецкая эстетика 18 первой половины 19 веков
Иоган Готфрид Гердер
Собирал народные произведения. Полагал, что истинная поэзия поэзия народная, естественная. Поэзия от души, а не по правилам. Сочинения народов = произведениям поэтов. Все культуры, все эпохи равны. Пропагандировал Шекспира. Европа, по его мнению, в зависимости от географического положения, климата делится на:
- Северную культуру;
- Южную культуру. 
Считал, что человечество проходит несколько стадий:
1. Восток (детство);
2. Античность (юность);
3. Средние века (зрелость);
4. Новое время (старость);
Пишет статью о возрастах языка :
1. Юность - язык поэтический (лучшая стадия);
2. Зрелость - язык прозаический;
3. Старость - язык нации.

Иоган Гетте
Написал статью "Простое подражание природе, манера стиля". Три типа поэтического творчества:
1. Копирование действительности - низший;
2. Отражение переработанного в себе мира - средний;
3. Синтез первого и второго: автор передает мир, но делает это оригинально, неповторимо.
Действительность то, что нас окружает. Правда то, что получается в результате художественного творчества.

Фридрих Шиллер
Статья "О наивной и сентиментальной поэзии". Классифицирует поэтическое творчество по направлениям:
- Поэзия наивная - автор в гармонии с миром, смотрит на мир наивно, без страданий (Шекспир, Гетте);
- Поэзия сентиментальная - автор тоскует по идеалу, ищет этот идеал, обострение чувств (Руссо, Стерка, Шиллер).
Преобладает в античной наивная, а новом времени сентиментальная.

Жан Поль (Иоган Рихтер)
Романист. Написал Курс эстетики . Считал роман самым значительным жанром, так как роман не имеет правил (противник нормативной поэтики).
Теория юмора:
Сатира и юмор частично совпадают. Юмор восприятие явлений, в которых есть и ирония к явлению и серьезное отношение. Юмор возводит нас в ад, после на небеса и показывает разницу.
На рубеже XVIII и XIX распространяются романтические идеи. Они возвращаются к идеям Платона, отвергают нормативную поэтику.
Идеи о двоемирии: мир реальный и идеальный.

Шеллинг
Поэтическое творчество иррационально, это божественное вдохновение.
Романтически полагали: искусство нельзя ограничить законами. Они есть, их легко нарушить.

А. и Ф. Шлегелс
Писатели, переводчики. Перевели Шекспира и Кальдерона. Подошли ближе всех к современному литературоведению. Пытались классифицировать литературное творчество:
- Поэзия - естественная (фольклорная);
- Поэзия - художественная (авторская).
Поэзия обладания (классическая) автор обладает идеалом. Сопоставимо со скульптурой. Типична для юга античности. Поэзия томления (романтичная) по идеалу. Сопоставляли ее с живописью. Типична для ранне варварских племен. Варварские произведения романы, они романтики. Свободна от норм, в отличие от поэзии обладания. Распространения идей романтичности способствовали произведения Мадам де Сталь, книга О Германии.

Стендаль 
Статья "Россин и Шекспир". Сравнивает Россина (нормативная поэтика) и Шекспира (романтическая поэзия). Вывод велики, просто разные.

В. Гюго 
В предисловии к пьесе Кромвель против нормативной поэтики; произведение должно основываться на гротеске. В России об этом писали кн. Вяземский, Пушкин (в молодости).

Гегель 
Лекции по эстетике. Диалектика (законы):
1. единство и борьба противоположностей;
2. переход количества в качество;
3. отрицание отрицания.
Тезис, антитезис, синтезис (отрицание антитезиса + элементы тезиса и антитезиса). Три рода литературы:
1. Эпос- (т.е. тезис), объективное повествование об окружающем мире;
2. Лирика (т.е. антитезис)- субъективный рассказ автора о внутреннем мире;
3. Драма (т.е. синтезис), автор не действует в драме, но герои высказывают свои субъективные оценки.
Эпос возникает раньше, т.к. личность еще не выделилась из коллектива, затем лирика, потом драма. Пытается определить сущность искусства. Формулирует эстетические категории, те сущностные начала, которые присутствуют в произведениях искусства. Категории объединены по парам, соответствуют его философии: отрицают друг друга и объединяют:
- Прекрасное и безобразное (прекрасное сфера искусства, мы получаем эстетическое удовлетворение; безобразное - эстетическое удовольствие, если выполнено гениально);
- Возвышенное и низменное (возвышенное прекрасно, если возвышенное безобразно это ужасное: битвы - может служить предметом искусства; низменное не возвышенное, низменное ближе к безобразному; если низменное написано талантливо, оно служит искусству: еда, животные, пьяницы.
- Комическое и трагическое (трагическое ближе к возвышенному, комическое к низменному; есть общее: основа несовпадении (реальное и желаемое, формы и содержания). Если глобально трагедия, небольшое комедия.

Основные принципы мифологической школы
(Я. и В. Гримм)
Миф основа искусства. Миф возникает из языка, так как в языке заложена символика. Постепенно миф забывают, объясняют эти мифологические истории, так как верования нет, миф преобразуется в искусство.
Языки между собой родственны, мифы должны также быть родственными. Можно возвести до праязыка и прамифа.
Механизм возникновения мифа:
Явления первобытный человек называет эпитетами, не прямо, так как не было подходящих слов. У многих предметов, явлений
появляется множество эпитетов. Возникает синонимия, многозначность слова, возникают омонимы.
Сейчас:
Произведение берется отживший миф, современные герои, сюжеты.
Две теории происхождения сюжетов искусство:
- Теория солярная (все сюжеты искусства взяты из мифов о борьбе света и тьмы и о боге солнца);
- Теория громовая (все восходит к мифам о боге-громовержце и о борьбе света и тьмы);
Русские представители:
Буслаев, Афонасьев (Поэтическое воззрение славян на природу) миф возникает из уподобления природе, попытки понять ее, человекоподобие природе
В ХХ веке английский ученый Фрезер в Золотой ветви возвращается к мифологической школе и пишет об искусстве, которое восходит корнями к магическим обрядам.

Основные принципы сравнительно-исторической школы литературоведения.
Возникла в России, основатель - А. Н. Веселовский.
Он являлся основателем исторической поэтики, написал книгу "Историческая поэтика".
Частично разделял идеи мифологической и культурно-исторической школ: искусство возникло из мифа, на произведение оказывает влияние культурно-историческая ситуация. Но этого мало. Считал, что мифологическая школа преминительна для произведений древности, культурно-историческая школы не удовлетворяет анализу.
Существует единый процесс исторического развития человечества и литературы, но разные литературы и культуры взаимодействуют, влияют, происходит движение литературного процесса. На тексты влияют другие тексты. Нужно сопоставлять различные тексты  литературы (компаративистика).
Первобытное искусство синкретично, оно не разделено на виды, постепенно отделяются живопись, архитектура, позже музыка и поэзия. Раньше возникла лирика, потом эпос, позже драма.
Разработал идею поэтики сюжетов:
Каждый сюжет можно разделить на мотивы (неделимые действия). Он любой образ принимал за мотив. Литература изучает мотивы (или из мифов, или из культурно-исторической ситуации). Мотивы все время изменяются. Теория странствующих мотивов (мотив, произведение, литература, мотив).

Основные принципы культурно-исторической школы литературоведения. Социологический метод.
Предшественник - французский поэт Сетн-Бев. Он применил биографический метод, т.е. выводил особенности авторов из биографии.
Его идеи развил Иполит Тен, который стал основоположником культурно-исторической школы. Он французский ученый, который основывался на философии позитивизма, разработанной Огюстом Контом.
Позитивизм:
Нет мира реального и идеального, а есть только один мир. Все явления и факты жестко связаны. Главная идея детерминизм, обусловленность одних явлений другими. Чтобы познать истину, нужно собрать все факты и найти связи. Иполит Тен считал, чтобы познать литературу, надо описать все литературные факты, собрать их и установить связи. Всякое литераткрное явление обусловлено 3 факторами:
- Раса - генетические особенности писателя (народность, география, биология);
- Среда - социальный фактор (социальное положение автора и читателя);
- Момент - историческая эпоха автора.
Эта школа рассматривала автора как продукт социальных и исторических обстоятельств, а его индивидуальность как наследственность.
Русские представители: 
Тихонравов, Пыпин описывали общую ситуацию в стране, подробно биографию авторов, подробно произведение, устанавливали связи
и делали вывод.
В начале ХХ школа преобразовалась в социологическую, которая анализировала только исходя из социальной среды. В России она существовала в виде марксистской социологической школы. По марксистскому учению базис производственные отношения, все остальное (культура, искусство) надстройка. Литература смена производственных отношений. Русские представители: П. С. Коган, Фриге, Переверзев. В 20-ые годы официальная, в 30-ые вредная.

Формальная школа 
В начале ХХ отказ от позитивных схем. У искусства - свои законы. Подход применил Вельфрин. Выделил 2 стиля в искусстве: барокко и классицизм, не по авторам, а по самим произведениям.
К литературе такой подход впервые применили в России - формальная школа, середина 10-х. ОПОЯЗ - общество по изучению поэтического языка. Представители: Шкловский, Тынянов, Эйхенбаум. Виноградов. Пропп, Якобсон, Томашевский.
Шкловский: Искусство как прием - искусство из мифа, Бродячие сюжеты, влияет культурно-историческая ситуация. Удовлетворение? Похоже на реальность? Удовлетворен если описано что-то известное, но по-другому нежели мы воспринимаем. Взгляд героев, автора необычен. Предлагал рассматривать произведен замкнуто. 
Формализм, материал, затем к нему форму (с заданным смыслом). Художнику помогают определенные приемы, при их помощи формируются тексты. Произведение сделанная из материала вещь , материал до приемов не произведение. Главное приемы.  Главное открытие - поэтический язык отличен от языка практического, он необычен, неправилен, странен, но производит определенные впечатление. Поэтический язык не имея реального смысла, доставляет эстетическое удовлетворение.
В. Я. Пропп рассмотрел все сказки - похожие мотивы, их 21. Создал абстрактную модель сказок- схемы.

Существование культурных рядов. Смещение культурных рядов.
Всегда - 2 типа авторов - архаисты и новаторы.
Телеологический метод устремленность к цели 
Основатель В. М. Жирмунский. 
Каждый автор (сознательно или бессознательно) ставит перед собой цель - все работает на цель. 
Формалистов интересовал сам взгляд на мир (как), а телеологов как и что (зачем).

Психологическая школа. 
Середина 19. Основоположник - А.А. Потепня. 
Книга Мысль и язык . Каждое слово это особое слово, имеет немножко новое значение, т.к. человеческое сознание не статично. Одно слово несколько смыслов. Слово - три составляющих: 
- звуковая форма;
- словарное значение;
- внутренняя форма (образ, возникающий в сознан при произнесении слова), связывает 1 и 2.
Прозаический язык - механически отождествляем звук смысл. Поэзия пробуждает внутреннюю форму слова. Мир зашифрован в язык, познавая язык постигаешь мир. Анализирует произведен не едино, а как совокупность слов.

Овсянника-Куликовский
Последователь-психолог школы. Пытался соединить с культурно-историческую школу. Труд История интеллигенции . Писатель и литературный герои реальные лица, имеющие реальную психологию.
Психоанализ: Зигмунд Фрейд, Карл Юнг.
Фрейд-психика подчинена бессознательному, нежели сознанию. Все из-за сексуальных комплексов. Юнг - существ архитипы, воздействуют на подсознание человека.
И.П. Смирнов современный последователь Фрейдизма.
Л. С. Выгодский сторон психолог школы, работа Психология искусства . Задача - выявить психологию жанра. Анализ 3 жанра: 
- басни (Крылова), 
- трагедии (произведения Шекспира)
- Новелла ( Бунин). 
Басня: мораль - общая идея и сюжет действие, подтверждающий мораль. Басни Крылова и Лафантена не удовлетворяют схеме, удовлетворяю - басни Эдипа. Басни:
- Поэтические - читатель воспринимает мораль басен Крылова прямо противоположно.
- Прозаические практическое значение, воспитательное.

Основные положения литературоведческого учения М. М. Бахтина
М. М. Бахтин противник формальной школы, философ, выводы на основе литературы.
Открытия:
- Теория слова (в романе) или теория романного жанра. Слово не одна словоформа, а речь вообще. Слово: одноголосое
и многоголосое, т.е. одна и несколько направленностей (не значений). Оно может принадлежать сразу нескольким героям
произведения, несколько смыслов слова. Важно кто произносит речь. Речь: прямая, косвенная, несобственно прямая речь.
Выдели два типа романа: одноголосый и полифонический. Статья Слово в романе 
- Хронотоп (время и место). Проблема пространства и времени действия и их связи. Статья Проблема времени и
хронотопа в романе . Хронотоп сочетание времени и места, когда взаимосвязь оказывает влияние на смысл текста. Хронотоп
идеализированный замкнутое пространство и время; особое влияние на людей в таком мире жизнь спокойна скучна.
Карнавал (карнавальный смех). Книга Творчество Ф. Рабле и народная культура Ренессанса . В народном смехе мало похожего на
литературный комизм, народный смех карнавал. Признаки карнавального смеха: универсальность, издевательский, но
возвышающий, всенародность. Смех: сатирический, издевающийся, жизнеутверждающий.

Структурализм.
Семиотическая школа.
В начале ХХ возникает семиотика: любое культурное событие как знак (знак что-то значит и обозначает). Знаки объединяются в
системы, системы несколько уровней. Для них текст система, человеческий язык система.
Основоположник - Фердинанд де Соссюр, ученик - Шарль Балли
Языковое явление знак. Предложение имеет звуковую форму (означающее) и содержание (означаемое). Эти языковые явления связаны между собой, типы отношений:
- Синтагматические непосредственная логическая связь между элементами языка
- Парадигматическая связь ассоциативная, связаны одним логическим полем.
Язык система, каждый элемент своя функция. Означающее и означаемое связаны случайно.
Функции языка:
- Номинативная
- Информационная
- Коммуникативная
- Экспрессивная
- Аппелятивная
- Эстетическая
Главное - диалог. Адресант, адресат, код.
Три составляющих в языке
- Langue (язык) некая абстрактная система неизменная на отрезке времени;
- Parole (речь) система инвариант Langue, у каждого своя;
- Langage (речевая деятельность) совокупность усилий, которые затрачиваются для перехода одного в другое.

Текст, литература структура.
Балли отвергал эстетическую функцию, рассматривал только с коммуникативной. Но после формалистов так было нельзя.
Пражская школа (пражский лингвистический кружок)
20-ые ХХ представители: Ян Мунаржовский, Роман Якобсон. Соединяют формалистов и структуралистов. Язык структура, выясняли
функции каждого слова. Тынянов: слово в стихе значит больше, чем в прозе. Проза слово несет простую функцию, поэзия эстетическая. Якобсон: сих воспринимается в синтагматическом и парадигматическом (по горизонтали и вертикали). Клод
Леви-Строс структуру к мифу. Мишель Фуко в книге Слова и вещи структуру к различным типам культуры. Ролан Барт статья 
Структурализм как деятельность делит мир на парадигмы, синтезирует мир, должна получиться модель мира.
60-ые ХХ две школы структурализма
- Ю. М. Лотман произведение как система, но+; З. Г. Минц
Б. А. Успенский ( Поэтика композиции ) произведение как система различных точек зрения; В. В. Иванов, Е. Н. Мелетинский

Понятие художественного мира. Остранение. Аллегория, символ, гротеск.
Соотношение текста и реальности: текст параллельная реальность действительности, самостоятельная, текст не
действительность. Мир литературного произведения - воссозданная в нем посредством речи и при участии вымысла предметность.
Мир произведения составляет неотъемлемую грань его содержательной формы. Он находится как бы между собственно содержанием
(смыслом) и словесной тканью (текстом). Слово мир - синоним творчества писателя, своеобразия жанра. Свойства мира
произведения:
- Неотождествленность первичной реальности
- Участие вымысла в создании
- Использование писателями жизнеподобным, условных форм изображения
Писатель пленник собственных предпосылок , - У. Эко. Мир произведения художественно освоенная и преображенная реальность. Мир включает в себя компоненты изобразительности: акты поведения персонажей, портреты, психику, окружающее бытие.
Формы остранения
- Аллегория образ после куска текста; изображает только одно абстрактное значение; Связь конкретного, реального понятия и абстрактного (пример: лиса хитрая хитрость); чаще традиционное (пример: Перекуем мечи на орала - призыв к миру)
- Символ - образ после куска текста; изображает несколько абстрактных значений; связь необязательна; оригинальность
(пример: Я твоею любовной ласкою озарен и вижу сны. Но, поверь, считаю сказкою небывалый знак весны , весна - символ)
- Гротеск искажение реальности, разрушение границ реальности явления (не преувеличение до неправдоподобности);
строится на алогизме, абсурде


Интертекстуальность. Стилизация. Пародия. Цитата. Подражание.
Интертекстуальность отношение между текстами, межтекстовые связи. Любой текст строится как мозаика цитаций, любой текст
есть продукт впитывания и трансформаций какого-нибудь другого текста , - пишет Ю. Кристева, которая ввела термин в обиход.
Р. Барт: Текст существует лишь в силу межтекстовых отношений, в силу интертекстуальности .
Различные виды текстовых схождений:
- Сознательная цитация, намек, ссылка на творчество писателя, определенным образом освещающие ранее созданные
произведения.
- Бессознательное воспроизведение литературного шаблона.
- Случайное совпадение
Реминисценция непрямая цитата. Центон цепь цитат.
Стилизация намеренная и явная ориентация автора на ранее бытовавший в художественной словесности стиль, его имитация,
воздействие его черт и свойств (пример: Песня про царя Ивана Васильевича+ )
Подражание воспроизведение автором некоего литературного образца; подражание ученическое ранний Лермонтов и вполне
зрелое - Пушкина.
Пародия - перелистовка предшествующих литературных фактов, будь то отдельные произведения или типовые явления
писательского творчества.


Роль автора в тексте. Понятие повествователя и лирического героя. Сказ.
Соотношение автора и текста:
- Автор за текстом 
- Автор в тексте (автор не герой, не писатель). Чаще всего если автор писатель, то у писателя есть лирический
герой.
- Автор за другим человеком (рассказчиком) и использует сказ имитацию речи рассказчика.
Сказ в отличие от пародии и стилизации ориентирован на речь внелитературную : устную, бытовую, разговорную, которая при
этом является чужой автору, неавторской. Сказ установка на чужую речь, а как следствие на устную речь , - Бахтин.
Автор:
1. Творец художественного произведения как реальное лицо
2. Образ автора, локализованный в художественном тексте
3. Художник-творец, присутствующий в его творении, проявляя себя в качестве субъекта художественной деятельности.
Лирический герой, если произведение автопсихологично , оказывается неотличим от автора, его мироощущения,
духовно-биографического опыта, манеры речевого поведения. Вместе с тем лирическое переживание не тождественно тому, что
переживает поэт как биографическая личность. Лирика трансформирует чувства автора, обогащает их, облагораживает.


Тропы (слова в переносном значении)
- Эпитет определение в переносном смысле
- Эпитет метафорический
- Эпитет метонимический
- Сравнение сравнение со словами как, будто, словно, точно
- Метафора переносное значение по принципу сходства (пример: Газетная шапка , Сладкий голос )
- Метонимия переносно значение по непосредственной связи, смежности (пример: Я три тарелки съел , Читаю Пушкина )
- Синекдоха вместо части целое или наоборот (пример: Все флаги будут в гости к нам , Мы все глядим в Наполеоны
- Гипербола сильное преувеличение
- Ирония вместо подразумеваемого понятия называется противоположенное
- Перифраз замена слова описанием или описания словом (пример: погрузился в сон вместо заснул )
- Эвфемизм замена нежелательного слова
- Оксюморон соединение несовместимого, противоположенного (пример: плохой хороший человек , счастливый неудачник


Фигуры речи
Неправильное синтаксическое сочетание
- Инверсия необычная перестановка слов (пример: и смертью чуждой сей земли не успокоенные гости вместо гости
сей чуждой земли, не успокоенные и смерью )
- Эллипс пропуск слова (пример: Мы встаем, и тот час на коня, и рысью по полю при первом свете дня )
- Анаколуф неправильное грамматическое согласование
- Силленс неправильное согласование по падежу, роду, числу
- Зевгма неправильное логическое согласование; объединение неоднородных слов в общем подчинении (пример: У
кумушки глаза и зубы разгорелись )
- Плеоназм излишнее пояснение; неоправданное прибавление слов (пример: Мы видели их мертвые трупы ) 
Синтаксические фигуры речи
- Тавтология излишний повтор корня (пример: рано-ранешенько ); удвоение понятий (пример: Разломали тесную
темницу ) 
- Катахреза необычное сочетание слов
- Риторическое обращение 
- Риторическое восклицание не требуют реакции
- Риторический вопрос 
- Сентенция сжатая формулировка общей мысли, примененная к конкретной ситуации
- Антитеза противопоставление (пример: )
- Параллелизм фразы (части фраз), построенные по одной модели; употребление одинаковых элементов, сопоставляемых
по их близости или контрасту (пример: Лишь одно узнал он горе, лишь одну печаль изведал ; От других мне хвала что зола,
от тебя и хула - похвала )
- Градация усиление, нарастание
- Повторы
- Анафора единоначалие
- Эпифора единоокончание
- Кольцо начинается и заканчивается одинаково (пример: Мутно небо, ночь мутна )
- Стык заканчивается и начинается одинаково (пример: О, весна без конца и без краю без конца и без краю мечта ) 
- Скреп 
- Хиазм расположение слов по принципу ab-ba (пример: Глагол времен, металла звон)

Лексические средства
- Варваризмы иностранные слова
- Макароническая речь смешение различных языков
- Экзотизмы - варваризмы из экзотических стран
- Калька процесс создания средствами своего языка оборота или слова аналогичного иностранному
- Архаизмы устаревшая лексика, современные синонимы
- Историзмы слова, вышедшие из понятия в связи с исчезновением самого понятия
- Славянизмы полногласие, неполногласие (пример: град-город, врата-ворота)
- Неологизмы новые слова
- Окказионализмы слово, употребляемое одним автором
- Диалектизмы речь сельского населения определенной территории
- Жаргонизмы речь социальной группы населения
- Коннотация оттенок значения


Стих и проза. Верлибр, ритмизованная проза. Системы стихосложения.
С точки зрения ритма: поэзия ритмически организованная речь, проза ритмически неупорядоченная речь. Ритм
упорядочивается паузами (проза между предложениями, знаками препинания). Речь прозаическая и поэтическая строгое
разграничение паузами. Ритм интонация, рифма звуки.
В речи ударные места (ударения, логические ударения) и неударные. В прозе не важно сколько звуков, в поэзии от звуков
акценты. Паузы в стихе, во многом, - логический смысл. Пауза, ритм, ударные места, смысл. Везде ритм, но важен стихе.
Ритмизованная проза ближе к прозе.
Верлибр свободный стих (смысловые паузы, синтаксически не обусловленные).
Системы стихосложения:
1. Количественная (метрическая) где гласные бывают долгими и краткими. Античная литература.
2. Силлабическая где фиксированное ударение (французский). Между паузами в конце строчек одинаковое число слогов. В
России XVII-XVIII 11-сложник, 13-сложник.
3. Тоническая упорядоченность вызывается тем, что в каждой строчке одинаковое число ударений, число слогов разное.
4. Силлабо-тоническая (промежуточная) счет слогов и число ударений; сочетание ударного слога и количества безударных
слогов, сочетание постоянно. 


Звукопись (эвфония). Рифма. Типы строф.
Звуки играют определенную роль, психологическое воздействие:
- Ассонация повторение одинаковых гласных
- Аллитерация повторение одинаковых согласных
Построение интонации создает ритм речи. Характер подбора отдельных звуков, составляющих слова, производит благозвучие или
эвфонию (В. Томашевский)
Звуки:
- Легко произносимые гласные (а, о, е, и)
- Произносимые труднее согласные
- Более благозвучные (л, н, м)
- Менее благозвучные (ч, щ, ц); самый трудный р
Речь должна быть отчетливой и гладкой. Зияние столкновение гласных. Столкновение согласных. Различные поэты различная
по легкости и затрудненности речь. Звукоподражание определенный подбор звуков, букв на небольшом отрезке.
Окончание стихов:
- Мужское окончание стих кончается на ударение
- Женское окончание ударение падает на второй от конца слог
- Дактилическое окончание - ударение падает на третий от конца слог
- Гипердактилическое - ударение падает далее, чем на третий от конца слог
Рифма созвучие концов стихов между собой. Требования для классической рифмы:
1. Слова одного рода окончаний
2. Ударная гласная должна звучать одинаково
3. Следующие за ударной гласной звуки должны быть подобны
Опорные звуки это звуки, стоящие перед ударной гласной. В мужских рифмах, оканчивающихся на гласные, опорные звуки должны
быть тождественны. Рифмы, в которых опорные звуки совпадают богатые.
Строфа. Сочетание рифм.
1. Смежная 
2. Перекрестная
3. Охватная 
Мужские стихи маленькая буква, женские большая.
Порядок чередования рифмы:
1. Вольная нельзя определить правильный порядок чередования рифм
2. Строфический последовательность рифм повторяется.
Строфа часть стихотворения, в которых повторяется порядок рифм.
Словораздел, проходящий во всех стихах стихотворения но одном месте цезура. 


Фабула и сюжет. Композиция литературного произведения. Хронотоп.
Фабула материал произведения, события в реальной хронологической последовательности. В 20-ых ХХ Томашевский: 
Совокупность событий в их взаимной внутренней связи - фабула .
Сюжет события в той последовательности, в которой они происходят в тексте. В XIX сюжет совокупность событий,
воссозданных в произведении. В 20-ых ХХ Томашевский: Художественно построенное распределение событий в произведении - сюжет
Хронотоп
Хронотоп сочетание времени и пространства, когда взаимосвязь оказывает влияние на смысл текста. В центре словесного
произведения действия, писал Лессинг, процессы, протекающие во времени, так как речь обладает временной протяженностью.
Однако нельзя забывать и о пространственный связи в произведении. Бахтин: Хронотоп определяет художественное единство
литературного произведения в его отношении к реальной действительности. Временно-пространственные определения в искусстве и
литературе всегда эмоционально-ценностно окрашены . Время и пространство запечатлеваются в литературных произведениях двояко:
- В виде мотивов и лейтмотивов (обычно в лирике), которые приобретают символистский характер
- Они составляют основу сюжетов



Лирические жанры
Лирика стихотворные произведения, небольшие, без фабулы. На первом плане единичные состояния человеческого сознания:
эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, ощущения, устремления. В лирике система художественных
средств подчиняется движениям человеческой души , - пишет Холизев. В основе лирического произведения душевное озарение.
Лирика, по словам Гинзбунг, - разговор о прекрасном, экспозиция жизненных ценностей человека и антиценностей. Медитация 
взволнованное и психологически напряженное раздумье. Носителя переживания, выраженного в лирике, принято называть лирическим
героем. 
Признаки:
- Отсутствие фабулы
- Умственное удовлетворение читателя
- Понятные чувства автора
- Ритмичный стихотворный язык
- Небольшой размер произведения
Лирические жанры:
1. Ода большое стихотворение, посвященное важной теме и рассуждения о ней
2. Элегия личные переживания, чувства
3. Послание
4. Сатира



Эпические жанры
Повествовательные.
Организующее начало в эпической литературе повествование о персонажах, судьбах, поступках. Это цепь словесных сообщений
или рассказ о происшедшем ранее. Повествование в узком смысле это развернутое обозначение словами того, что было и имело
временную протяженность, в широком повествование включает и описание. В эпических произведениях повествование
взаимодействует, дополняет диалоги, монологи. Глубоко значимо присутствие повествователя, посредника изображенным и
читателем.
1. Стихотворное повествование
1.1. Песенные формы ( Илиада ; былины стиль богатый сравнениями, метафорами, характерно дактилическое окончание)
1.2. Поэма
1.2.1. Эпическая поэма наличие героического или исторического, фантастического элемента
1.2.2. Новая поэма эпизодичность фабулы, большие пропуски в изложении
2. Малые стихотворные формы
2.1. Басня небольшое аллегорическое повествование с моралью
2.2. Баллада подражание народной песне или шотландским мотивам (раньше загадочная фабула, сейчас сжатый стихотворный
рассказ, воздействующий на чувства читателя)
3. Прозаическое повествование
3.1. Новелла
3.1.1. Сказка фантастическая или выдуманная
3.1.2. Рассказ реальный
3.2. Роман большое и сложное прозаическое повествование
3.2.1. Роман, состоящий из цепи рассказов
3.2.2. Роман, где рассказы строятся параллельно
3.2.3. Роман развернутый рассказ



Драматические жанры
Драматические произведения воссоздают событийные ряды, поступки людей, их взаимоотношения. Развернутое
повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. Собственно авторская речь здесь вспомогательна и эпизодична.
Принципы построения драматического произведения:
- Автор ограничен в действии
- Автор ограничен во времени
- Все должно быть узнаваемо из речей и действий
Экспозиция положения, характеров.
Интрига пьесы:
1. Завязка начало борьбы
2. Перипетии борьбы
3. Развязка конец борьбы
Драматические жанры
- Трагедия форма героического повествования (возвышенный стиль)
- Французская, классическая строгие правила: единство времени, места (декорации неизменны), действия (единство
интриги)
- Английская все наоборот
- Комедия будничная постановка знакомого нам быта; интрига сложнее, чем в трагедии. Комедия нравов, характеров,
интриги
- Драма пьеса из современной жизни в обыденной обстановке, но с ярко-трагичной интригой. Сейчас: драма всякая
серьезная пьеса без героического элемента

Hosted by uCoz